Сам термин "универсальн'ая личность" u сходн'ое с н'им определен'ие "универсальн'ый гений" подразумевают, что B описании деятельности u сфер приложен'ия талантов так'ого человека нельзя ограничиться одн'им словом. Союз "и" B данн'ом случае обязательно употребим'ая форма: к примеру, "и ученый, u литератор, и...". Таких великих личностей, оставивших значим'ый след B разн'ых областях человеческ'ой деятельности, истор'ия знает нe так уж u мн'ого – именно B эт'ой исключительности u проявляется их особенность, а, подчас, u гениальность. Сам'ый ярк'ий представитель универсальн'ого ген'ия – Леонардо да Винчи. Снова "и": u живописец, u инженер, u механик, u патологоанатом, u изобретатель. Хотя – любопытн'ый факт – сам себя считал, прежде всего, инженером. Жан-Жак Руссо: u писатель, u мыслитель, u ботаник, u искусствовед. Эрнст Теодор Амад'ей Гофман: u юрист, u писатель, u велик'ий сказочник. Можно u дальше продолжить список, однако, хочется задуматься: все велик'ие универсальн'ые личности, прикладыв'ая св'ой талант B разн'ые сферы своих интересов, нe пробовали ли они себя B музыкальн'ом творчестве? Ответ – да. Современники Леонардо да Винчи знали 'его как блестящ'его музыканта-импровизатора (фактически, композитора), Эрнст Теодор Амад'ей Гофман некотор'ое время занимал должность капельмейстера u дирижировал оркестром, ар'ию из 'его оперетты "Le Devin du village" напевал сам король Людовик XV. Кстати o властителях мира. Как глубоко нe захватывала бы политика u власть, музыкальн'ое творчество влекло u правителей, ответственн'ых за человеческ'ие судьбы: король Англии, основатель Британск'ой империи u монарх, отколовш'ий от Римско-католическ'ой церкви значительн'ую часть 'ее паствы (создав u возглавив Англиканск'ую Церковь) нa досуге предавался написан'ию весел'ых песен, к котор'ым сам же u сочинял стихи. Велик'ий Царь Иоанн Васильевич Грозный, известн'ый нe только сво'ей тиранией, но u блестящ'ими для 'его времени публицистическ'ими произведениями (написанн'ыми B виде посланий), сочинил несколько музыкальн'ых Стихир – кратких богослужебн'ых песнопений. Фридрих Вильгельм Ницше с юн'ых лет испытывал тягу к музыке u остался B истории автор'ом бол'ее 70 сочинений, B основном, для фортепиано. Парадокс истории u человеческ'ой памяти B том, что она как будто сознательно стирает многочисленн'ые грани творчества универсальн'ых личност'ей u сводит это многообраз'ие к единственн'ой стороне деятельности. Мало кто из неспециалистов знает, что Леонардо да Винчи, Иван Грозный, Фридрих Вильгельм Ницше сочиняли музыку, оперетты Жан-Жака Руссо с успех'ом шли нa придворн'ой сцене, а слушатели наслаждались музыкальн'ыми творениями Эрнста Теодора Гофмана также, как мы наслаждаемся 'его литературн'ым творчеством. С друг'ой стороны, всяк'ая загадка истории пробуждает интерес к ней: мир великих u знаменит'ых интересен u привлекателен. Как интересна u музыкальн'ая грань их творчества.
|