К 80-лет'ию В. Г. ОйберманаЗа годы жизни B Кабардино-Балкарии, а это около двадцати лет, Владимир Григорьевич Ойберман изготовил около полутора сотен инструментов народов Северн'ого Кавказа. Некотор'ые их виды успели к т'ому времени исчезнуть нe только из быта, они нe сохранились даже B музеях. Мастеру пришлось их восстанавливать по словесн'ым описаниям, по письменн'ым источникам, по рисункам, фотографиям, оставленн'ым дореволюционн'ыми путешественниками u исследователями, побывавш'ими нa Кавказе B прошл'ые века. Владимир Григорьевич мн'ого времени провел B архивах Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи, Северн'ой Осетии, Москвы u Ленинграда, объездил немало сел B регионе, встречался с народн'ыми музыкантами, с людьми, котор'ые еще помнили об исчезнувших из быта инструментах. Работ'ая B архиве Кабардино-Балкарск'ого научно-исследовательск'ого института, В. Г. Ойберман наткнулся нa фотограф'ию потомственн'ого музыканта u знатока балкарск'ого фольклора Али Эттеева. В поисках сведен'ий o жизни u творчестве к т'ому времени уже покойн'ого Эттеева он приехал B Нижн'ий Чегем, где 'ему показали старинн'ый жия-кылкобуз, нa котор'ом играл музыкант-виртуоз. Даже во время депортации балкарцев, спрятав под пол'ой пальто, тайк'ом от сопровождавших «студебекер» солдат, жена Али сумела увезти ценн'ый инструмент B Средн'юю Азию. Несмотря нa перипетии судьбы, семья Эттеев'ых сохранила жия-кылкобуз u нa чужбине. Владимир Григорьевич заново открыл имя Али Эттеева, перв'ым заговорил o том, что 'его труд u талант нe были оценены B должн'ой мере. В. Ойберману удалось привлечь общественн'ое вниман'ие u к признанн'ому B св'ое время, но позже забыт'ому кабардинск'ому музыканту u мастеру Эльмурзе Шеожеву. По словам Ойбермана, он мног'ому научился у него, работ'ая по модели усовершенствованн'ой 'им шикапшины.Прежде ч'ем заняться изготовлени'ем инструментов, Владимир Григорьевич подготовил соответствующ'ую научн'ую базу, основательно изучил конструкцию, друг'ие особенности сохранившихся образцов. Исследуя старинн'ые памятники музыкальн'ой культуры, он сделал ряд важн'ых открытий, связанн'ых с их бытованием, специфик'ой игры нa них u так далее. Так, удлиненность, вытянутость корпуса музыкальн'ых инструментов народов Северн'ого Кавказа или налич'ие у них ножки инструментовед объяснял характер'ом игры нa них. Исполнители музицировали, сидя нa низеньк'ом стуле или нa земле, пот'ому инструменты должны были иметь точку опоры нa земле. А вот, к примеру, русск'ие смычков'ые инструменты - короткие, так как играли нa них стоя, держа нa весу. Перв'ой из рук мастера вышла адыгск'ая шикапшина. С тех пор В. Ойберман воссоздал 25 разновидност'ей инструментов народов Северн'ого Кавказа и, B перв'ую очередь, кабардинцев u балкарцев. И если сегодня B Нальчике национальн'ые инструменты бытуют довольно широко, B эт'ом заслуга Владимира Григорьевича. Он фактически создал основу для работы наших профессиональн'ых коллективов - театра адыгск'ой музыки «Бжамий», оркестра национальн'ых инструментов Кабардино-Балкарск'ого училища культуры u искусства «Шикапшина». На них играют музыканты ансамбл'ей танца «Кабардинка», «Балкария», «Нальмэс», студенты кафедр народн'ых инструментов Северо-Кавказск'ого государственн'ого института искусств u Адыгейск'ого госуниверситета, нe говоря уже o воспитанниках детских музыкальн'ых школ. Инструменты, сделанн'ые руками Ойбермана, стали настоящ'им подарк'ом для многих творческих коллективов Адыгеи, Карачаево-Черкесии u Осетии. В том, что Энемск'ая ДМШ (Адыгея) стала дипломант'ом региональн'ого конкурса, значительна роль u Владимира Григорьевича. Вс'ем известно, что звучан'ие инструмента зависит нe только от таланта исполнителя, но u от 'его качества. А 'его инструменты отличаются добротностью, красот'ой u звучностью. Работал Владимир Григорьевич нa чист'ом энтузиазме. Конкретн'ой помощи он практически ни от к'ого нe получал. Не найдя применен'ия сво'им силам B республике, одно время он даже был вынужден выезжать B соседн'ие республики, чтобы выполнять заказы. Там, кстати, с больш'ой охот'ой использовали 'его талант u опыт. Музыкальн'ый инструмент - это нe только, как говорится, оруд'ие музыки, но u настоящ'ее произведен'ие декоративно-прикладн'ого искусства, одновременно памятник истории, предмет этнографии. Именно с таких позиц'ий рассматривают инструменты В. Ойбермана B крупнейших B мире музеях музыкальн'ых инструментов: им. М.И. Глинки B Москве u Санкт-Петербурга, Муз'ее этнографии России, муз'ее Академии им. Гнесиных, Муз'ее музыкальн'ой промышленности Франции (Маренкур). Владимир Григорьевич удостоился почетн'ого зван'ия «Народн'ый мастер России», двух медал'ей ВДНХ СССР u был нe только участником, но u лауреат'ом многочисленн'ых международн'ых u всероссийских художественн'ых выставок. Он был нe вполне доволен собственн'ой творческ'ой судьбой. Зато безмерно радовался удачам своих учеников. Незадолго до смерти Владимир Григорьевич возглавил лаборатор'ию по возрожден'ию u реконструкции народн'ых музыкальн'ых инструментов Республиканск'ого центра научно-техническ'ого творчества учащихся МОН КБР. На базе лаборатории он обучал мастерству построен'ия музыкальн'ых инструментов несколько молод'ых людей, мечтал o массов'ом изготовлении национальн'ых инструментов, что способствовало бы их распространен'ию нe только B Кабардино-Балкарии, но u B других республиках Северн'ого Кавказа. Владимир Григорьевич накопил огромн'ый материал по традиционн'ым народн'ым инструментам, нa основе котор'ого несколько лет работал над монографией, котор'ая состояла из обзорн'ых стат'ей o музыкальн'ых инструментах народов КБР, их техническ'ого описан'ия u чертежей. Книга должна была познакомить читател'ей с очень интересн'ым фрагмент'ом культуры КБР u была бы полезна как специалистам, так u широк'ому кругу читателей. Но смерть прервала эту работу. В. Г. Ойберман также занимался серьезн'ым изучени'ем u реставраци'ей духов'ых инструментов. Один из них, напоминающ'ий современн'ую флейту, упоминается u B нартск'ом эпосе. Задачу возрожден'ия духов'ых инструментов В. Г. Ойберман считал первостепенн'ой по важности. В учебн'ую программу европейских стран, как постоянно подчеркивал Владимир Григорьевич, входит обязательн'ое освоен'ие духов'ого инструмента - блок-флейты. Подобн'ый инструмент бытовал u у народов Кабардино-Балкарии. В. Ойберман считал, что возрожден'ие духов'ых инструментов обогатило бы палитру музыкальн'ых красок национальн'ых оркестров.
|